Анкерные линии. Основы.
Одними из наиболее распространенных участков, оснащаемых горизонтальными анкерными устройствами класса С (ГОСТ EN 795), являются подкрановые пути мостовых кранов и прочие подъемные сооружения. Стальной нержавеющий трос, зачастую, тянут от одной колонны к другой именно на подкрановых путях, обеспечивая безопасное пространство при работе на высоте. Таким образом горизонтальная анкерная линия может достигать сотен метров.
Можно было оперировать «ГОСТ 12.4.107-2012 КАНАТЫ СТРАХОВОЧНЫЕ» до введения Правил по охране труда при работе на высоте (155н 2015г), при монтаже систем такого рода. В соответствии с этим документом, можно было прикупить подходящие метизы и стальной оцинкованный канат в такелажном магазине и без особых трудностей, силами ремонтного подразделения механической службы предприятия, установить:
Страховочный канат – устройство для закрепления карабинов предохранительного пояса при выполнении работ на высоте, состоящее из гибкого стального каната, расположенного горизонтально (под углом до 10° к горизонту). Концы страховочного каната закрепляются на конструктивных элементах зданий и сооружений непосредственно или через специальные устройства.
Данный ГОСТ действует, но ныне не применим из-за отсутствия его в перечне ТР ТС 019/2011 и не соответствия многим пунктам Правил по охране труда при работе на высоте (Приказ Минтруда РФ от 16.11.2020 № 782Н).
Материалы
Тросовые линии, как правило, имеют в основе своей 8мм трос из нержавеющей стали (AISI 304, AISI 316, A2, A4) плетения 7х7; 7х19; 1х19, который гораздо долговечнее оцинкованного троса и гораздо эффективнее сопротивляется коррозии в условиях агрессивных сред.
Раздел Правил (Приказ Минтруда РФ от 16.11.2020 № 782Н) «IX. Требования по охране труда при применении анкерных устройств, содержащих жесткие или гибкие анкерные линии» во многом отражает современные требования к анкерным линиям, а ГОСТ ЕN 795; 16415 позволяет их сертифицировать по ТР ТС 019/2011. Установка страховочного каната по ГОСТ 12.4.107-2012 не только не легитимна, но и менее безопасна.
Наличие амортизатора. Не надо путать данный элемент с амортизатором на соединительной системе. У них совершенно разные предназначения. На соединительной системе, будь то на стропе или интегрирован в конструкцию блокирующего устройства, он предназначен для поглощения энергии падения на самого пользователя (не более 6кН). В анкерной линии же, он поглощает пиковые нагрузки падения на элементы структуры, на которые установлен (колонны). Физика распространения нагрузок в тросовых системах имеет свойство передавать большие усилия на концевые элементы, в разы больше усилий падения на 300-500% в зависимости от пред-натяжения. Сила пред-натяжения троса оказывает большое влияние на концевые элементы как в статичном состоянии (при н.у. эксплуатации), так и при динамичном рывке (при падении пользователя). Так же на сам амортизатор и ресурс его срабатывания влияет максимальное количество пользователей, допускаемых производителем на анкерную линию. Многие исследования в этой области отражают более негативные эффекты не от падения всего максимального количества человек одновременно, а от последовательного падения в одном пролёте, одного за другим.
Промежуточные анкерные точки. Конструкция данных элементов системы на прямую определяет конструкцию мобильных анкерных точек и даже их наличие в принципе. Они предназначены для исключения провисания анкерной линии, как во время работы, так и в случае срыва. Основное отличие несертифицированных лееров в том, что они не могут обеспечить перемещение пользователя по траектории движения без перецепления двух-плечевой соединительной системы в местах промежуточных точек, что не исключает человеческий фактор.
Концевые элементы. Всем известно, что «где тонко там и рвётся», так вот места оконцевания троса создают концентрации напряжений и снижают предельный запас прочности в этих местах на 10-20% от максимальной прочности троса. Самым распространённым способом является установка 3х U-зажимов. Данный метод не является современным способом крепления, требует большой внимательности при монтаже, определенной последовательности и регулярного обслуживания.
Поэтому нельзя просто так взять и поставить страховочный канат, лучше сразу ставить сертифицированную анкерную линию. Все равно потом переделывать придётся.
Под редакцией ООО "Безопасная Высота"